Живко Войников: Сотрудничество с осетинскими сарматологами и вообще историками очень полезноВчера, 13:26
[A -] [A +]
В Болгарии вышла в свет книга «Алано-древнеболгарское письмо». Книга проливает свет на интереснейшие и малоисследованные аспекты истории, в том числе истории письменности осетинского и болгарского народов. Автор книги Живко Войников в интервью ИА «Рес» рассказал об алано-болгарских связях.
- Уважаемый Живко Войников, какие книги у Вас уже опубликованы по исторической тематике?
- В 2009 году я опубликовал „Этногенез и миграции в Евразии, в древности и раннем средневековья и место протоболгары в этом” в 2009 г.
- Как у Вас возник интерес к аланской древности и идея написания книги об алано-древнеболгарском письме?
- Интерес закономерный, потому что протоболгары и аланы на Кавказе и в Северном Причерноморье жили очень близко друг к другу, имелись и смешанные поселения, и таким образом, они сформировали общую салто-маяцкая археологическую культуру. Первое появление болгар „внендур-болгар” или „оногондур-болгар” было еще в 2 в. до н. э. как писал Мовес Хоренаци, т. е. они появились вместе с сираками. В тоже время, примерно 1 в. до н. э. Плиний говорил о народе „епагеритов”, а после эго и Птолемей об народе „пагоритов” на Западном Кавказе близ города Серака (название которого произошло, конечно, из Сиракам, сегодня это Армавир на Кубани). Если отделить суффикс множественного числа „-те”, тогда получим: пагори/пагери, что очень близко до „пугури” – одно из названий болгар.
Также интересно что правящая династия у болгар носила имя „Дуло”, а это сарматское племя дуласи/туласи или твалы/двалы, теперь их наследники – часть осетинского народа.
Давайте посмотрим на древние имена: болгарское Аспарух и осетинское Аспараг – победитель, наступающий, Кубрат/Хубрат – из общеиранского хуб – хороший, добрый. По-болгарски и теперь „хубаво” – красивое, хорошее, есть и другие многочисленные примеры.
Оказалось что до конца Первого болгарского царства (1018 г.) язык протоболгар не исчез, а существовало двуязычие – славяноболгарский или древнеславянский язык (как называют его в русской литературе) и „аланоболгарский”.
- Есть ли в Болгарии вообще интерес к аланам и осетинам, и чем Вы это объясните?
- Каждый исследователь, который изучает протоболгарские древности, „встречается” и с аланами. В последнее время болгарские археологи (в частности, покойный профессор Рашо Рашев) и его ученики пришли к выводу, что по археологической культуре протоболгары были „поздними сарматами”. Но, надо сказать, что у протоболгар был и значительный алтайскоязыковой вклад, вероятно он был сделан племенем савиров (предков современных чувашей).
- Какие научные открытия (о которых до этой книги никто не писал) содержатся в Вашей книге?
- Я использовал методику профессора Турчанинова для прочтения древнеболгарских надписей из Мурфатлара (с. Басараб в Северной Добрудже, это болгарская земля, которую Румыния оккупировала по Берлинскому трактату в 1878 году – корр.) И получились интересные результаты: эти надписи были сделаны на языке, родственном современному осетинскому языку. При этом были надписи-билингвы, так в одной из мурфатларских надписей читается: „беренум уовр ес” а ниже надпись кириллицей „Я долженъ есть”. Это староболгарский перевод сармато-аланского выражения.
Методику профессора Турчанинова я также предложил и для прочтения надписей на территории Первого болгарского государства – из Равна, Крепча, Наги-сент Миклош, Шудиково, Шутград и др. А это показывает что сарматоязычный компонент протоболгарской общности, говорили и писали на древнеосетинском языке! Я просто приложил методику профессора Турчанинова. Жаль что разошлись с ним во времени, он, как известно, скончался в 1989 г. К сожалению, в тот период этой тематикой в Болгарии не интересовались, и не было научных контактов с ним. Только Петр Добрев попытался связаться с ним, но не знаю, чем это закончилось.
- Поступили ли уже отзывы от болгарских ученых, как книгу воспринял научный мир Болгарии?
- Книга совсем новая, появилась в начале февраля. Еще рано, видимо, для отзывов. Нужно определенное время, чтобы ее прочитали, осмыслили, проанализировали. Надеюсь, что она будет интересна для всех, кто интересуется этой проблематикой.
- У Вас есть возможность через наше агентство обратиться к югоосетинским ученым. Что Вы хотите им сказать?
- Скажу, что сотрудничество с осетинскими сарматологами и вообще историками будет очень полезно. Будет очень хорошо, если создадутся ближайшие контакты с осетинскими исследователями, историками, археологами и лингвистами, потому что ответы на все вопросы надо искать на Кавказе, где находятся корни протоболгар.
У нас есть очень древнее общее прошлое, не только на Кавказе, но и в Синнзяне и в Средней Азии. Осетины дальние потомки асов, асианов, а у болгаров – древнейшее тохарское начало – племена „Цзе” и „Булоцзи” которые обитали вокруг Турфана и в Восточного Тянь-шаня. Я так думаю.
- Спасибо.
Живко Войников: осетины – ближайшие «кузены» болгар24 мая 2010
[A -] [A +]
Уважаемый Живко, Вы приводите в своей работе многочисленные аланские (осетинские) слова в древнеболгарских надписях. Как Вы думаете, можно ли делать вывод о том, что в период появления этих надписей наши предки говорили на одном языке?
Да это очень интересно. Я приложил методику проф. Турчанинова в транскрипции донско-кубанского письма и древнеболгарских надписей из Мурфатлара (с. Басараб в Северной Добрудже, это болгарская земля, которую Румыния оккупировала по Берлинскому трактату в 1878 году). И получились интересные результаты: эти надписи были сделаны на языке, родственном осетинскому языку. При этом были надписи-билингвы, так в одной из мурфатларских надписей читается: „беренум уовр ес” а ниже надпись кириллицей „Я долженъ есть”. Конечно, для осетина ясно, что это староболгарский перевод сармато-аланского выражения. В другом месте читается сделанная донско-кубанскими знаками выражение „кхан отец” – „государь отец (бог)”, и т. д. Оказалось что до конца Первого болгарского царства (1018 г.) язык протоболгар не исчез, а существовало двуязычие – славяноболгарский или древнеславянский язык (как называют его в русскою литературу) и „аланоболгарский”.
Например есть и три плиты с надписями на аланоболгарском с греческими буквами, которые открыли вблизи г. Силистри. На одной из них читается: „Зенти асо е”. Нетрудно увидеть дигорское dziаntæ – почетный, славный, asæ – период времени и вспомогательный глагол „е”. Это было частью надгробной надписи некоего человека, который «…прожил свою жизнь славно». В другой из силистренских плит читается целое выражения „охси чит ма гиле”, с помощью осетинского открываем дигорское ахsi – хороший, иронское cыt, cыtæ – почёт, уважение, осетинское ma – не, частица отрицания и дигорское gаlеu – дурной, плохой, а в болгарском есть и такое диалектное слово „галатя” – бранить, ругать. Так изъясняется смысл выражения: „Почитай с добром и не осквернять” – это тоже поминальная надпись.
Если с донско-кубанскими рунами вопрос транскрипции боле или менее относительный, то здесь ошибки не может быть.
И результаты закономерные: аланы и протоболгары были непосредственные соседи на Кавказе. Первое появление болгар „внендур-болгар” или „оногондур-болгар” было еще в 2 в. до н. э. как писал Мовес Хоренаци, т. е. они появились вместе с сираками. В тоже время, примерно 1 в. до н. э. Плиний говорил о народе „епагеритов”, а после эго и Птолемей об народе „пагоритов” на Западном Кавказе близ города Серака (название которого произошло, конечно, из Сиракам, сегодня это Армавир на Кубани). Если отделить суффикс множественного числа „-те”, тогда получим: пагори/пагери, что очень близко до „пугури” – одно из названия болгар. Тоже интересно что правящая династия у болгар носила имя „Дуло”, а это сарматское племя дуласи/туласи или твалы/двалы, теперь их наследники – часть осетинского народа.
Давайте посмотрим на древние имена: болгарское Аспарух и осетинское Аспараг – победитель, наступающий, Кубрат/Хубрат – из общеиранского хуб – хороший, добрый. По-болгарски и теперь „хубаво” – красивое, хорошее, есть и другие многочисленные примеры.
Сравним другое болгарское имя Алцег и осетинское Алсаг, болгарское Кубер и осетинское Къабер, болгарское Расате и аланское Расог. Интересно болгарское имя Кардам – из осетинского «кард» – меч, слово, фиксированное и в староболгарском ама – сильный, в осетинском «амал» - усилие.
Есть и большое совпадение в осетинской и болгарской именных системах. У нас такие имена как Гоце, Жеко (осет. Дзека), Асьо (осет. Асе, Аса), Джендо (осет. Дженда), Герган/Гергана (осет. Гергон), Вазо (осет. Уасе), Куцар (как и в осет. Куцыр), Косара (осет. Косар), Боряна (осет. Борена), Тотьо (осет. Тотик) и мн. др.
Знаете ли, где была „гора Аспаруха” или „Лошадная гора”? Армянская география „Ашхарацуиц” написала очень точно – это гора Дзиакан, а вы, осетины, называете ее Суган, из абхазо-адыгского «тсу» – конь. Или «гора и земля Аспаруха» была на территорий современных Балкарии и Дигории! Так что имя Балкария/България осталось на Кавказе. Это помогло мне разгадать и происхождение болгарского этнонима. Из обще-индоиранского бал/бала – военный отряд, общность, народ и «къорд» – в осетинском «группа», древнеперсидском «кара» – «войска», или из осетинского «гыурын» – «рожать» и персидское «гур» – «род», «племя»! Да, – народ воинов. Как и сарматы и аланы, болгары тоже были народом воинов.
У вас в Осетии в большом почете Уастырджи (Св.Георги). Этот святой стал христианским отражение языческого сармато-аланского Конного бога, покровитель воинов. Тоже было и в Болгарии: Мадарский всадник – древнеболгарский Конной бог, а после крещения и по сей день местное население называет рельеф – Святым Георгием. У нас тоже очень почитается Св. Георгий, 6-го мая, день Св. Георгия – традиционный праздник болгарской армии.
Вообще есть много фактов которые показывают близость и родственность алан и протоболгар. Был у них общий язык, поэтому они создали общие селения и общую „сальтово-маяцкую культуру”. Если бы это были чужие народы, напр. гунны, как традиционно и неверно считают протоболгар, этого просто не могло случиться.
Но надо сказать, что с протоболгарами был и совсем малый „алтайскоязычный” пласт. Это не были тюрки, а вероятнее всего „языково алтаизированные тохары” – теле, дили китайских хронистов, которые попали вместе с болгарами на Кавказ. Это объясняет и лексические параллели между болгарским и чувашским языками. Чуваши – наследники савир, которые говорили на древнем алтайском язык, более похожем на тунгузоманчжурский и монгольский, и вторично частично тюркизировались на Волге в период Волжской Болгарии.
Разделяются ли результаты Ваших исследований другими учеными в Болгарии и за рубежом, в том числе и в Осетии?
Теперь в Болгарии большой кризис, имею ввиду кризис в ценностной системе общества, кризис в науке, так что наши историки этими проблемами не занимаются. Но факты есть факты. С древнеболгарскими надписями занимался только Петр Добрев, который открыл Турчанинова и его методику, но он тоже любитель и энтузиаст, он доктор экономических наук, а не филологических.
И теперь я могу только сожалеть что профессора Туранинова нет среди живых (он умер в 1989 г.), и никто из болгарских ученых не заинтересовал его наличием идентичных древнеболгарских надписей!
Известны ли Вам другие исторические факты сотрудничества, взаимодействия предков современных осетин и предков современных болгар в историческом прошлом?
Да об этом я говорил в первом вопросе, факты очень много. Например, погребальный обряд не идентичный, но очень подобный, явление искусственной деформации черепа, некоторые обычаи, например, и у вас, и у нас есть свадебное знамя, у нас когда меленький ребенок сделает свои первые шага, вокруг него кладут разные предметы, какой предмет оно берет в руку – такой будет у него профессия, такой обычай есть и у осетин.
Интересно что современная теория о происхождении алан доказала, что предки аланы пришли из Центральной Азии. Это юечжи и усуны или тохары и асы. Протоболгары тоже формировались тоже из этого субстрата. С болгарского языка в церковнославянской лексике сохранились некоторые из тохарских слов: врът – сад, исполин – великан, блехъ – метал (тох. пилко), пала – меч (тох. апал) и др.
Есть ли у Вас связи с осетинскими учеными? Как Вы относитесь к идее сотрудничества между болгарскими и югоосетинскими учеными в гуманитарных областях, в том числе истории и филологии?
Будет очень хорошо, если создадутся ближайшие контакты с осетинскими исследователями, историками, археологами и лингвистами, потому что ответы на все вопросы надо искать на Кавказе, где находятся корни протоболгар.
К сожалению, мы живем в период нового разделения Европы. США выиграли в Холодной войне и „оккупировали” Восточную Европу. Европейский союз – продукт американского опекунства. Поэтому и так быстро включили некоторые бывшие социалистические страны в ЕС и НАТО (блок агрессивного американского милитаризма). Наступил перерыв в отношениях Болгарии с Россией. Когда была трагедия осетинского народа и геноцид южных осетин со стороны грузинского диктатора и психопата Саакашвили в августовской войне, официальные болгарские СМИ следовали инструкциям Вашингтона и представили Россия как «агрессора», а осетин как «сепаратистов». Для интеллигентных люди все было ясно, но позиция Болгарии была „стыдная” как на слепого американского сателлита.
Надеюсь, что скоро „исторический 20 век” надо окончить, статус-кво после Второй мировой войны надо окончить с крахом плутократической „западной демократии” и „западного диктата над миром”. Тогда мир будет свободен!
Но и России надо коренным образом изменить свое ошибочное поведение на Балканы. В последние годы она „яростно” защищает агрессивный сербский шовинизм. С этим „славяно-православным комплексом” надо окончить. Сербия в основе всех противоречий и конфликтов на Балканах. Для Сербии Россия начала Первую мировую войну, а Болгарию всегда оставляла на втором плане после удовлетворения аппетитов Сербии за счет болгарского народа. В Македонии и Восточной Сербии живет болгарское по происхождению население, но ассимилированное сербскими захватчиками!
Извините за это отклонение, думаю что надо работать вместе над углублением контактов осетинских и болгарских исследователей и любителей истории. Например, ваш ученый Аслан Цуциев прислал мне фотографии перстня из аланского городища Верхный Джулат. На перстне были руны, и я прочитал имя Асси!
Если с русских с нами связывает славянский пласт в этногенезе современных болгар, который не так велик, как думали в прошлом, то осетины – наши ближайшие „кузены” по древнеболгарской линии!
Беседовал Инал Плиев
От редакции: с книгами Живко Войникова можно ознакомиться на его сайте
http://www.bulgari-istoria-2010.com/web/2.html
ясский1111111111
Просмотр профиля Вчера, 13:24 Сообщение #92
кандидат
Группа: НовичЁк
Сообщений: 33
Регистрация: 3-March 11
Пользователь №: 144112
Нац.:ясский
Вероисп.:ясский
Репутация: 0
http://osinform.ru
Живко Войников: Сотрудничество с осетинскими сарматологами и вообще историками очень полезноВчера, 13:26
[A -] [A +]
В Болгарии вышла в свет книга «Алано-древнеболгарское письмо». Книга проливает свет на интереснейшие и малоисследованные аспекты истории, в том числе истории письменности осетинского и болгарского народов. Автор книги Живко Войников в интервью ИА «Рес» рассказал об алано-болгарских связях.
- Уважаемый Живко Войников, какие книги у Вас уже опубликованы по исторической тематике?
- В 2009 году я опубликовал „Этногенез и миграции в Евразии, в древности и раннем средневековья и место протоболгары в этом” в 2009 г.
- Как у Вас возник интерес к аланской древности и идея написания книги об алано-древнеболгарском письме?
- Интерес закономерный, потому что протоболгары и аланы на Кавказе и в Северном Причерноморье жили очень близко друг к другу, имелись и смешанные поселения, и таким образом, они сформировали общую салто-маяцкая археологическую культуру. Первое появление болгар „внендур-болгар” или „оногондур-болгар” было еще в 2 в. до н. э. как писал Мовес Хоренаци, т. е. они появились вместе с сираками. В тоже время, примерно 1 в. до н. э. Плиний говорил о народе „епагеритов”, а после эго и Птолемей об народе „пагоритов” на Западном Кавказе близ города Серака (название которого произошло, конечно, из Сиракам, сегодня это Армавир на Кубани). Если отделить суффикс множественного числа „-те”, тогда получим: пагори/пагери, что очень близко до „пугури” – одно из названий болгар.
Также интересно что правящая династия у болгар носила имя „Дуло”, а это сарматское племя дуласи/туласи или твалы/двалы, теперь их наследники – часть осетинского народа.
Давайте посмотрим на древние имена: болгарское Аспарух и осетинское Аспараг – победитель, наступающий, Кубрат/Хубрат – из общеиранского хуб – хороший, добрый. По-болгарски и теперь „хубаво” – красивое, хорошее, есть и другие многочисленные примеры.
Оказалось что до конца Первого болгарского царства (1018 г.) язык протоболгар не исчез, а существовало двуязычие – славяноболгарский или древнеславянский язык (как называют его в русской литературе) и „аланоболгарский”.
- Есть ли в Болгарии вообще интерес к аланам и осетинам, и чем Вы это объясните?
- Каждый исследователь, который изучает протоболгарские древности, „встречается” и с аланами. В последнее время болгарские археологи (в частности, покойный профессор Рашо Рашев) и его ученики пришли к выводу, что по археологической культуре протоболгары были „поздними сарматами”. Но, надо сказать, что у протоболгар был и значительный алтайскоязыковой вклад, вероятно он был сделан племенем савиров (предков современных чувашей).
- Какие научные открытия (о которых до этой книги никто не писал) содержатся в Вашей книге?
- Я использовал методику профессора Турчанинова для прочтения древнеболгарских надписей из Мурфатлара (с. Басараб в Северной Добрудже, это болгарская земля, которую Румыния оккупировала по Берлинскому трактату в 1878 году – корр.) И получились интересные результаты: эти надписи были сделаны на языке, родственном современному осетинскому языку. При этом были надписи-билингвы, так в одной из мурфатларских надписей читается: „беренум уовр ес” а ниже надпись кириллицей „Я долженъ есть”. Это староболгарский перевод сармато-аланского выражения.
Методику профессора Турчанинова я также предложил и для прочтения надписей на территории Первого болгарского государства – из Равна, Крепча, Наги-сент Миклош, Шудиково, Шутград и др. А это показывает что сарматоязычный компонент протоболгарской общности, говорили и писали на древнеосетинском языке! Я просто приложил методику профессора Турчанинова. Жаль что разошлись с ним во времени, он, как известно, скончался в 1989 г. К сожалению, в тот период этой тематикой в Болгарии не интересовались, и не было научных контактов с ним. Только Петр Добрев попытался связаться с ним, но не знаю, чем это закончилось.
- Поступили ли уже отзывы от болгарских ученых, как книгу воспринял научный мир Болгарии?
- Книга совсем новая, появилась в начале февраля. Еще рано, видимо, для отзывов. Нужно определенное время, чтобы ее прочитали, осмыслили, проанализировали. Надеюсь, что она будет интересна для всех, кто интересуется этой проблематикой.
- У Вас есть возможность через наше агентство обратиться к югоосетинским ученым. Что Вы хотите им сказать?
- Скажу, что сотрудничество с осетинскими сарматологами и вообще историками будет очень полезно. Будет очень хорошо, если создадутся ближайшие контакты с осетинскими исследователями, историками, археологами и лингвистами, потому что ответы на все вопросы надо искать на Кавказе, где находятся корни протоболгар.
У нас есть очень древнее общее прошлое, не только на Кавказе, но и в Синнзяне и в Средней Азии. Осетины дальние потомки асов, асианов, а у болгаров – древнейшее тохарское начало – племена „Цзе” и „Булоцзи” которые обитали вокруг Турфана и в Восточного Тянь-шаня. Я так думаю.
- Спасибо.
Живко Войников: осетины – ближайшие «кузены» болгар24 мая 2010
[A -] [A +]
Уважаемый Живко, Вы приводите в своей работе многочисленные аланские (осетинские) слова в древнеболгарских надписях. Как Вы думаете, можно ли делать вывод о том, что в период появления этих надписей наши предки говорили на одном языке?
Да это очень интересно. Я приложил методику проф. Турчанинова в транскрипции донско-кубанского письма и древнеболгарских надписей из Мурфатлара (с. Басараб в Северной Добрудже, это болгарская земля, которую Румыния оккупировала по Берлинскому трактату в 1878 году). И получились интересные результаты: эти надписи были сделаны на языке, родственном осетинскому языку. При этом были надписи-билингвы, так в одной из мурфатларских надписей читается: „беренум уовр ес” а ниже надпись кириллицей „Я долженъ есть”. Конечно, для осетина ясно, что это староболгарский перевод сармато-аланского выражения. В другом месте читается сделанная донско-кубанскими знаками выражение „кхан отец” – „государь отец (бог)”, и т. д. Оказалось что до конца Первого болгарского царства (1018 г.) язык протоболгар не исчез, а существовало двуязычие – славяноболгарский или древнеславянский язык (как называют его в русскою литературу) и „аланоболгарский”.
Например есть и три плиты с надписями на аланоболгарском с греческими буквами, которые открыли вблизи г. Силистри. На одной из них читается: „Зенти асо е”. Нетрудно увидеть дигорское dziаntæ – почетный, славный, asæ – период времени и вспомогательный глагол „е”. Это было частью надгробной надписи некоего человека, который «…прожил свою жизнь славно». В другой из силистренских плит читается целое выражения „охси чит ма гиле”, с помощью осетинского открываем дигорское ахsi – хороший, иронское cыt, cыtæ – почёт, уважение, осетинское ma – не, частица отрицания и дигорское gаlеu – дурной, плохой, а в болгарском есть и такое диалектное слово „галатя” – бранить, ругать. Так изъясняется смысл выражения: „Почитай с добром и не осквернять” – это тоже поминальная надпись.
Если с донско-кубанскими рунами вопрос транскрипции боле или менее относительный, то здесь ошибки не может быть.
И результаты закономерные: аланы и протоболгары были непосредственные соседи на Кавказе. Первое появление болгар „внендур-болгар” или „оногондур-болгар” было еще в 2 в. до н. э. как писал Мовес Хоренаци, т. е. они появились вместе с сираками. В тоже время, примерно 1 в. до н. э. Плиний говорил о народе „епагеритов”, а после эго и Птолемей об народе „пагоритов” на Западном Кавказе близ города Серака (название которого произошло, конечно, из Сиракам, сегодня это Армавир на Кубани). Если отделить суффикс множественного числа „-те”, тогда получим: пагори/пагери, что очень близко до „пугури” – одно из названия болгар. Тоже интересно что правящая династия у болгар носила имя „Дуло”, а это сарматское племя дуласи/туласи или твалы/двалы, теперь их наследники – часть осетинского народа.
Давайте посмотрим на древние имена: болгарское Аспарух и осетинское Аспараг – победитель, наступающий, Кубрат/Хубрат – из общеиранского хуб – хороший, добрый. По-болгарски и теперь „хубаво” – красивое, хорошее, есть и другие многочисленные примеры.
Сравним другое болгарское имя Алцег и осетинское Алсаг, болгарское Кубер и осетинское Къабер, болгарское Расате и аланское Расог. Интересно болгарское имя Кардам – из осетинского «кард» – меч, слово, фиксированное и в староболгарском ама – сильный, в осетинском «амал» - усилие.
Есть и большое совпадение в осетинской и болгарской именных системах. У нас такие имена как Гоце, Жеко (осет. Дзека), Асьо (осет. Асе, Аса), Джендо (осет. Дженда), Герган/Гергана (осет. Гергон), Вазо (осет. Уасе), Куцар (как и в осет. Куцыр), Косара (осет. Косар), Боряна (осет. Борена), Тотьо (осет. Тотик) и мн. др.
Знаете ли, где была „гора Аспаруха” или „Лошадная гора”? Армянская география „Ашхарацуиц” написала очень точно – это гора Дзиакан, а вы, осетины, называете ее Суган, из абхазо-адыгского «тсу» – конь. Или «гора и земля Аспаруха» была на территорий современных Балкарии и Дигории! Так что имя Балкария/България осталось на Кавказе. Это помогло мне разгадать и происхождение болгарского этнонима. Из обще-индоиранского бал/бала – военный отряд, общность, народ и «къорд» – в осетинском «группа», древнеперсидском «кара» – «войска», или из осетинского «гыурын» – «рожать» и персидское «гур» – «род», «племя»! Да, – народ воинов. Как и сарматы и аланы, болгары тоже были народом воинов.
У вас в Осетии в большом почете Уастырджи (Св.Георги). Этот святой стал христианским отражение языческого сармато-аланского Конного бога, покровитель воинов. Тоже было и в Болгарии: Мадарский всадник – древнеболгарский Конной бог, а после крещения и по сей день местное население называет рельеф – Святым Георгием. У нас тоже очень почитается Св. Георгий, 6-го мая, день Св. Георгия – традиционный праздник болгарской армии.
Вообще есть много фактов которые показывают близость и родственность алан и протоболгар. Был у них общий язык, поэтому они создали общие селения и общую „сальтово-маяцкую культуру”. Если бы это были чужие народы, напр. гунны, как традиционно и неверно считают протоболгар, этого просто не могло случиться.
Но надо сказать, что с протоболгарами был и совсем малый „алтайскоязычный” пласт. Это не были тюрки, а вероятнее всего „языково алтаизированные тохары” – теле, дили китайских хронистов, которые попали вместе с болгарами на Кавказ. Это объясняет и лексические параллели между болгарским и чувашским языками. Чуваши – наследники савир, которые говорили на древнем алтайском язык, более похожем на тунгузоманчжурский и монгольский, и вторично частично тюркизировались на Волге в период Волжской Болгарии.
Разделяются ли результаты Ваших исследований другими учеными в Болгарии и за рубежом, в том числе и в Осетии?
Теперь в Болгарии большой кризис, имею ввиду кризис в ценностной системе общества, кризис в науке, так что наши историки этими проблемами не занимаются. Но факты есть факты. С древнеболгарскими надписями занимался только Петр Добрев, который открыл Турчанинова и его методику, но он тоже любитель и энтузиаст, он доктор экономических наук, а не филологических.
И теперь я могу только сожалеть что профессора Туранинова нет среди живых (он умер в 1989 г.), и никто из болгарских ученых не заинтересовал его наличием идентичных древнеболгарских надписей!
Известны ли Вам другие исторические факты сотрудничества, взаимодействия предков современных осетин и предков современных болгар в историческом прошлом?
Да об этом я говорил в первом вопросе, факты очень много. Например, погребальный обряд не идентичный, но очень подобный, явление искусственной деформации черепа, некоторые обычаи, например, и у вас, и у нас есть свадебное знамя, у нас когда меленький ребенок сделает свои первые шага, вокруг него кладут разные предметы, какой предмет оно берет в руку – такой будет у него профессия, такой обычай есть и у осетин.
Интересно что современная теория о происхождении алан доказала, что предки аланы пришли из Центральной Азии. Это юечжи и усуны или тохары и асы. Протоболгары тоже формировались тоже из этого субстрата. С болгарского языка в церковнославянской лексике сохранились некоторые из тохарских слов: врът – сад, исполин – великан, блехъ – метал (тох. пилко), пала – меч (тох. апал) и др.
Есть ли у Вас связи с осетинскими учеными? Как Вы относитесь к идее сотрудничества между болгарскими и югоосетинскими учеными в гуманитарных областях, в том числе истории и филологии?
Будет очень хорошо, если создадутся ближайшие контакты с осетинскими исследователями, историками, археологами и лингвистами, потому что ответы на все вопросы надо искать на Кавказе, где находятся корни протоболгар.
К сожалению, мы живем в период нового разделения Европы. США выиграли в Холодной войне и „оккупировали” Восточную Европу. Европейский союз – продукт американского опекунства. Поэтому и так быстро включили некоторые бывшие социалистические страны в ЕС и НАТО (блок агрессивного американского милитаризма). Наступил перерыв в отношениях Болгарии с Россией. Когда была трагедия осетинского народа и геноцид южных осетин со стороны грузинского диктатора и психопата Саакашвили в августовской войне, официальные болгарские СМИ следовали инструкциям Вашингтона и представили Россия как «агрессора», а осетин как «сепаратистов». Для интеллигентных люди все было ясно, но позиция Болгарии была „стыдная” как на слепого американского сателлита.
Надеюсь, что скоро „исторический 20 век” надо окончить, статус-кво после Второй мировой войны надо окончить с крахом плутократической „западной демократии” и „западного диктата над миром”. Тогда мир будет свободен!
Но и России надо коренным образом изменить свое ошибочное поведение на Балканы. В последние годы она „яростно” защищает агрессивный сербский шовинизм. С этим „славяно-православным комплексом” надо окончить. Сербия в основе всех противоречий и конфликтов на Балканах. Для Сербии Россия начала Первую мировую войну, а Болгарию всегда оставляла на втором плане после удовлетворения аппетитов Сербии за счет болгарского народа. В Македонии и Восточной Сербии живет болгарское по происхождению население, но ассимилированное сербскими захватчиками!
Извините за это отклонение, думаю что надо работать вместе над углублением контактов осетинских и болгарских исследователей и любителей истории. Например, ваш ученый Аслан Цуциев прислал мне фотографии перстня из аланского городища Верхный Джулат. На перстне были руны, и я прочитал имя Асси!
Если с русских с нами связывает славянский пласт в этногенезе современных болгар, который не так велик, как думали в прошлом, то осетины – наши ближайшие „кузены” по древнеболгарской линии!
Беседовал Инал Плиев
От редакции: с книгами Живко Войникова можно ознакомиться на его сайте
http://www.bulgari-istoria-2010.com/web/2.html
ясский1111111111
Просмотр профиля Вчера, 13:59 Сообщение #93
кандидат
Группа: НовичЁк
Сообщений: 33
Регистрация: 3-March 11
Пользователь №: 144112
Нац.:ясский
Вероисп.:ясский
Репутация: 0
http://www.bulgari-istoria-2010.com/boo ... armaty.pdf
Сулимирский Тадеуш
С89 Сарматы. Древний народ юга России / Пер. с
англ. Т. В. Китаиной. — М.: ЗАО Центрполиграф,
2008. — 191с — (Загадки древних цивилизаций).
ISBN 978-5-9524-3712-8
В книге рассказывается об одном из самых загадочных народов
древности — сарматах, которые в свое время безраздельно властвовали
на просторах нынешней Восточной Европы. Автор использует античные
и византийские письменные источники для реконструкции сложной и
драматической истории сарматских племен, начиная с первого упоми-
нания о них и завершая рассказом о грозном и свободолюбивом пле-
мени аланов, наследниками которых стали современные осетины.